Владикавказ, Театр оперы и балета

Федра
 Жар-птица 


балет Филипа Гласса

(исполняется под фонограмму)
Спектакль Приморской сцены Мариинского театра

Исполнители

Авторы и постановщики

Музыка Филипа Гласса
Использовано с разрешения © Dunvagen Music Publishers Inc.
Хореография Флеминга Флиндта

Постановщик Джейкоб Спарсо
Художник Пётр Окунев (по замыслу Бени Монтресора)
Художник по свету — Тони Туччи
Восстановление и адаптация светового оформления — Эрин Эрл Флеминг

Краткое содержание

Действие балета основано на этих цитатах из трагедии «Ипполит» древнегреческого драматурга Еврипида.

Сцена первая

Афродита: Я накажу Ипполита сегодня же.

Сцена вторая

Федра и Тесей: Уйди же, ради бога, и отпусти мою руку.

Сцена третья

Ипполит: Следуй за девой-хранительницей нашей, Артемидой.

Сцена четвёртая

Ипполит: Тело моё непорочно.

Сцена пятая

Федра и Няня: Афродита насылает на Федру несчастливую звезду.

Сцена шестая

Ипполит: Эта фальшивая монета, женщина — проклятье рода человеческого.

Сцена седьмая

Федра: Страсть заполнила собою всю жизнь.

Сцена восьмая

Хор: Любовь, несущая разрушение.

Сцена девятая

Ипполит: Да будет проклят весь женский род.

Сцена десятая

Федра: Силы покинули меня.

Сцена одиннадцатая

Хор: Тело её кажется таким истощённым, все силы покинули её.

Сцена двенадцатая

Федра и Ипполит: Ужасно пришествие Афродиты. Дыхание её злобы ощущается повсеместно.

Сцена тринадцатая

Няня: О, ненавистный день! Ненавистная жизнь.

Сцена четырнадцатая

Федра: Смерть должна положить конец мукам.

Сцена пятнадцатая

Тесей: Моя мёртвая жена, жизнь не мила мне без неё.

Сцена шестнадцатая

Тесей — Ипполиту: Возьми себе в хозяева Орфея, исполняй его безумные ритуальные танцы.

Сцена семнадцатая

Хор: Возрыдай над Царицей, слёзы за её слёзы.

Сцена восемнадцатая

Тесей: Как часто, Афродита, буду я в слезах вспоминать о том зле, что ты принесла мне.

О спектакле

Федра наиболее известна как персонаж пьесы Еврипида «Ипполит». Сюжет придерживается линии тайной любви и предательства, которая имеет параллели в древних средиземноморских мифах, особенно в библейском рассказе об Иосифе и жене Потифара.

Федра вышла замуж за Тесея, у которого был сын Ипполит от предыдущего брака с Антиопой. Однако молодой Ипполит разгневал Афродиту тем, что отказался поклоняться ей и полностью посвятил себя девственной богине охоты Артемиде. Чтобы наказать его, Афродита вынуждает Федру испытывать вожделение к молодому человеку. Сначала Федра сопротивлялась и искала волшебные средства от своих страстей или, по крайней мере, благородную смерть. Ипполит узнал о её вожделении к нему через няню Федры и начал яростное обличение женщин, — классический пример женоненавистничества.

Испытывая стыд и вину, Федра повесилась, но только после того, как оставила письмо, в котором обвиняла Ипполита в изнасиловании. Ипполит оказался в западне: он был вынужден молчать, потому что обязался, что всё сказанное ему няней Федры он никогда и никому не расскажет. Поэтому перед лицом отца он был беззащитен. В гневе Тесей попросил Посейдона наказать Ипполита, что тот и сделал. Ипполит погиб, когда бык Посейдона появился из моря, напугав его лошадей. Увы, но Артемида раскрыла Тесею правду о его сыне и Федре слишком поздно.

В типичном для Еврипида эпизоде «бог из машины» богиня Артемида задаётся вопросом, почему она стояла в стороне и позволила уничтожить своего преданного последователя. Она напоминает хору, что между богами существует соглашение о том, что фавориты одного божества могут быть по желанию уничтожены другим божеством. Скудным утешением служит её обещание, что когда-нибудь она тоже уничтожит смертного любимца Афродиты в отместку. Итак, «Мы для богов, что мухи для мальчишек, себе в забаву давят нас они» (Шекспир, «Король Лир»).

Марша Мур («Английский энциклопедический словарь греческой мифологии»)

Хотя Флиндт и сочинил свой сюжет по мотивам оригинального древнегреческого мифа о Федре, его интерпретация представляет собой не буквальный перевод, а, скорее, современный сюжет, где Федра, игнорируемая мужем и изолированная от детей, направляет свои чувства на Ипполита в попытке придать своей жизни смысл. Последовавшая за этим трагедия происходит из-за того, что ни один из главных героев не способен на любовь.


Премьера: 18 февраля 1987 года, Даллас, театр Маджестик
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 12 ноября 2021 года, Владивосток

Продолжительность спектакля: 55 минут

Информация и заказ билетов:
+7 (867-2) 53 99 03
+7 (867-2) 53 14 15
ул. Тхапсаева, 18
ул. Миллера, 34

Возрастная категория 12+

© 2017 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Филиала в РСО – Алания
+7 8672 53 14 15
+7 8672 53 99 03
tickets-alania@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)