20 января исполняется 100 лет со дня рождения яркой и талантливой творческой личности - заслуженного деятеля искусств РСФСР, выдающегося осетинского композитора, пианиста и музыкально- общественного деятеля Христофора Сослановича Плиева (1923-1995).
С именем одного из основоположников осетинской национальной профессиональной композиторской школы Христофора Плиева связаны знаковые события в музыкальном искусстве Северной Осетии. Первая национальная опера «Коста», первый осетинский балет «Лесная девушка», первая оперетта на осетинском языке «Весенняя песня» стали особой вехой на пути развития академической музыкальной традиции в Осетии.
Христофор Плиев, внесший огромный вклад в национальную музыкальную сокровищницу, родился в с.Верхний Рук Южной Осетии. Будущий композитор не сразу нашел себя в музыке, хотя увлечён был ею с детства. Среднее специальное образование он получил в педагогическом училище г. Сталинири, а затем поступил на физико-математический факультет Сталинирского пединститута, параллельно работая артистом инструментальной группы Юго-Осетинского ансамбля песни и пляски. С началом Великой Отечественной войны Х. Плиев был призван в армию , сражался на Закавказском и Юго-Восточном фронтах до самого окончания военных действий, удостоившись боевых наград. После демобилизации Христофор вернулся в родные места. В 1948 г. он поступил на национальное отделение Московской государственной консерватории, где обучался сначала по классу фортепиано, а с 1952 года – по классу композиции. Уже на протяжении 1950-х гг. и после окончания консерватории Х.Плиев создал целый ряд крупных произведений - Увертюру № 1, Вариации для фортепиано, кантату, ораторию, симфоническую поэму «Песни родного края», оркестровую «Осетинскую сюиту». После окончания консерватории в 1957 году Х. Плиев переехал во Владикавказ, где стал активно заниматься музыкальной деятельностью. В 1958 г. молодой композитор был принят в Союз композиторов СССР. Настоящее признание Х. Плиеву принесла опера «Коста», посвящённая классику осетинской литературы Коста Хетагурову. В 1960г. на Декаде осетинского искусства и литературы в Москве опера, дирижером которой выступила Вероника Дударова, была высоко оценена музыкальной критикой, а сам Христофор Плиев был удостоен Государственной премии имени К.Хетагурова.
Х. Плиев тесно связал свою деятельность с Северо- Осетинским музыкальным театром, а его комедии и оперетты в разные годы ставились в Тбилиси, Ташкенте, Иркутске, Хабаровске и других городах СССР. С 1968 по 1984 гг. Христофор Сосланович возглавлял Северо-Осетинский Союз композиторов и эти 16 лет стали временем расцвета творческой организации, временем премьер, музыкальных фестивалей, гастролей, обменных концертов.
В историю осетинского музыкального искусства Х.С. Плиев вошёл не только как автор оперы «Коста», ставшей вершиной его творчества , но и оперы «Фатима», семи оперетт, комедии- водевиль, целого ряда камерных и вокально- симфонических произведений, музыки к спектаклям и фильмам, а также романсов и первых осетинских эстрадных песен, которые и сегодня популярны и любимы слушателями - «Зали», «Фатимочка», «Маленький джигит», «Ты - моя радость», «Родное село», «Песня Маира» и многие другие.