Решение о создании симфонического оркестра было принято Правительством Северной Осетии в 1944 году, но основа для этого была подготовлена предшествующим ходом развития культуры Осетии.
Еще во второй половине ХІХ-го века в Осетии существовал симфонический оркестр Терского казачества. Руководил первоначально капельмейстер И.Фельбе, а позже художественным руководителем и дирижером стал известный российский дирижер, итальянец по национальности Иосиф Труффи или «кавказский итальянец» – так называли его в прессе тех лет. При нем оркестр приобрел большую популярность среди горожан, с музыкальным коллективом выступали известные оперные певцы и музыканты-исполнители, звучала музыка Бетховена и Чайковского.
20 октября 1944 года состоялась первая репетиция симфонического оркестра Северо-Осетинской государственной филармонии, а уже в ноябре 1944 года первое публичное выступление в помещении городского драматического театра. За дирижерским пультом стоял В.В. Горшков. Исполнялись произведения русских композиторов, а также национальная музыка.
Репетиции, концерты, постепенное накопление репертуара, обретение профессионализма, освоение новых сочинений, появление программ классической музыки и популярных музыкальных вечеров – итог первых шагов оркестра на пути к зрелости.
В дальнейшем оркестром руководил Исидор Аркадьевич Аркин, обеспечивший его дальнейший качественный рост, значительно расширивший репертуар: в программах появились Первая, Пятая, Шестая симфонии П.Чайковского, Пятая симфония Д.Шостаковича, Третья симфония С. Танеева, другие значительные симфонические произведения. С оркестром успешно работали дирижеры Константин Симеонов, Эдуард Густин, Анатолий Брискин.
Оркестр играет все большую роль в культурной жизни республики. В 1947 году впервые в Осетии прозвучал «Реквием» В.Моцарта в исполнении украинской капеллы «Трембита» с симфоническим оркестром. Настоящим событием стало исполнение Первой осетинской симфонии Татаркана Кокойти, большой интерес у музыкальной общественности вызвал творческий отчет композитора Нины Карницкой, в марте 1951 года состоялся концерт молодых исполнителей, окончивших оперную студию в Московской консерватории, в 1952 году прозвучала Симфония в 4-х частях Леонида Кулиева. В эти годы с оркестром выступают известные российские дирижеры Николай Раков, Лео Гинзбург, Кирилл Кондрашин, поют Д.Пантофель-Нечецкая, Бюль-Бюль, солистка Большого театра Е.Межерау и другие.
С 1955 года в течении сорока пяти лет в должности главного дирижера и художественного руководителя оркестра работал Павел Арнольдович Ядых, народный артист России, народный артист Северной Осетии, лауреат Премии имени К. Хетагурова. Творческая деятельность дирижера описана в книге «Современные дирижеры мира», «Музыкальная энциклопедия Великобритании». Под его руководством оркестр стал высокопрофессиональным творческим коллективом, вписавшим много ярких и интересных страниц в музыкальную жизнь республики. В республике стали выступать прославленные инструменталисты и вокалисты, среди них Рихтер, Коган, Ойстрах, Академическая капелла им. Юрлова, Ленинградская капелла им. Глинки, хоры Белоруссии, Грузии, Молдавии.
В старейшей российской компании звуковой индустрии фирме «Мелодия» были записаны пластинки с десятками сочинений осетинских композиторов исполнении оркестра, что расширило возможности знакомства слушателей разных регионов с национальной классической и народной музыкой Осетии.
Имея разнообразный репертуар, оркестр успешно гастролировал в 50 городах страны. Оркестр выступал вместе со многими зарубежными артистами: Ф.Броу (Бельгия), Х. Фальгарона (Испания), В. Малкужински (Аргентина), В. Деветци (Греция), Л. Парнас (США), Ш. Ашкенази (Израиль) и др. Выступавшие солисты отмечали профессиональное мастерство и чуткое, слаженное сопровождение оркестра. Ядых был инициатором и организатором 14 международных фестивалей «Музыкальное лето Осетии», гостями которых были Р. Щедрин, К. Хачатурян, Т. Хренников, Н. Богословский, М. Таривердиев…
Павел Ядых был первым симфоническим дирижером, пропагандирующим музыкальное искусство Осетии, как в России, так и за рубежом. Он дирижировал симфоническими оркестрами в Германии, Чехословакии, Кубы, Финляндии, Болгарии и музыкальная общественность этих стран давала самую высокую оценку исполнительскому мастерству и высокому профессионализму дирижера. Одна из его главных заслуг – всесоюзное признание Северо-Осетинского оркестра и получение им звания Дипломанта Всероссийского конкурса симфонических оркестров (1984г).
Под его управлением были исполнены все симфонические произведения осетинских композиторов. Значительны заслуги в области музыкального театра: балет Д. Хаханова «Хетаг», оперы Верди «Травиата», Чайковского «Евгений Онегин», Мурадели «Великая дружба».
Огромную роль в жизни оркестра, пропаганде симфонической классической музыки, становлении современной музыкальной культуры Осетии играли великие музыканты, опытные профессионалы, которые часто посещали республику, радовали и покоряли своим талантом осетинскую публику. В разные годы с нашим оркестром выступали прославленные дирижеры Карл Элиасберг, Кирилл Кондрашин, Юрий Симонов, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Тихон Хренников, Вероника Дударова, Валерий Гергиев; великие музыканты-исполнители Эмиль Гилельс, Яков Флиер, Леонид Коган, Игорь Ойстрах, Александр (Лексо) Торадзе; знаменитые вокалисты – Павел Лисициан, Зара Долуханова, Борис Штоколов, Владимир Атлантов и другие.
В 1960-1970 годах в Осетии появилось новое, интересное композиторское поколение, и оркестр стал уделять большое внимание исполнению их музыки. Это были композиторы Христофор Плиев, Дудар Хаханов, Илья Габараев, Резван Цорионти, Феликс Алборов, сыгравшие огромную роль в развитии современной профессиональной осетинской музыки. Позже, в 1980-х годах, с таким же увлечением и отдачей оркестр сотрудничает со следующим не менее талантливым молодым поколением осетинских композиторов Жанной Плиевой, Зинаидой Хабаловой, Людмилой Ефимцовой, Ларисой Кануковой, Ацамазом Макоевым, Николаем Кабоевым, Тамерланом Хосроевым, Борисом Кокаевым, Вагаршаком Хачатуряном и другими.
Особое внимание уделялось работе с осетинскими исполнителями: пианистами Ниной Зангиевой, Ларисой Марзоевой, Нелли Хетагуровой, Земфирой Хестановой, композиторами и пианистами Жанной Плиевой, Николаем Кабоевым, Ацамазом Макоевым.
С 1970 года дирижером симфонического оркестра Государственной филармонии Республики Северная Осетия стал заслуженный деятель искусств России, народный артист РСО-Алания Казбек Баскаев. В репертуар оркестра вошли произведения российских композиторов (Хренникова, Сиридова, Якушенко, Касумова) и стран Содружества (Мирзоева, Чеботарян, Аракешвили), а также классической и современной зарубежной музыки (Грига, Кодай, Лютославского). Мастерство дирижера-ансамблиста Баскаев проявил, выступая с такими корифеями отечественного и мирового исполнительского искусства, как пианисты М.Вознесенский, С Доренский, В.Малинин, Т.Гринденко, Г.Жислин, Т.Пикайзен; певец П.Лисициан; виолончелист М.Хомицер и другие.
Главную исполнительскую основу оркестра составляли известные в республике концертмейстеры – Владимир Айвазов, Сергей Хуциев, Владимир Браиловский, Маргарита Петрузова, Светлана Сумина; солисты Г.Айрапетян, Георгий Гуржибеков, Д.Тарасов, Тотурбек Хосроев (альт), Федор Киахиди (фагот), Сусанна Газиянц, Сергей Арушанов (флейта), Владимир Анчевский (труба), Николай Бессонов (кларнет), Григорий Астапов (ударные), Мурат Туккаев, Зоя Купеева, Георгий Дзуцев (контрабас), Михаил Безродный (виолончель), Николай Паненко, Юрий Дзитоев (гобой), Г.Авдеенко (валторна).
Буквально с первых лет существования оркестра работал музыкальный лекторий. Настоящим энтузиастом лектория многие годы была Аза Тотиева, лекции-концерты знакомили слушателей с оперной и симфонической музыкой, воспитывали их музыкальный вкус, начиная со школьного возраста. В этих концертах принимали участие лучшие вокалисты республики: Надежда Кокаева, Земфира Калманова, Федор Суанов, Таисия Тогоева, Нина Едзиева, Сергей Харебов, Хаджумар Абаев, Анна Авдеенко, Михаил Бигаев, блестящие лекторы-музыковеды: Е.Зарубину, В.Красинскую, Д.Прянишникова, О.Потапову, Л.Павленко, Е.Горскую, З.Туаеву, А. Сухарникова, С. Песьякова, М. Ядых.
В начале 2000 годов главным дирижером стал Туган Сохиев молодой талантливый дирижер, ученик Анатолия Брискина (Владикавказ), Ильи Мусина и Юрия Темирканова (Санкт-Петербург), Лауреат III Международного конкурса имени С.Прокофьева, народный артист РСО–Алания, художественный директор Национального оркестра Капитолия, дирижер Берлинского филармонического оркестра, руководитель Берлинского симфонического оркестра, главный дирижер и музыкальный руководитель Государственного академического Большого театра России. Туган Сохиев проработал в Осетии всего два года, но очень важных сезона, когда коллектив переживал эпоху перемен, когда остро стоял и требовал решения кадровый вопрос.
В 2002 году оркестр возглавил известный российский дирижер, гобоист и музыкальный педагог, профессор Ростовской консерватории, народный артист России лауреат национальной премии «Человек года» в области культуры Валерий Хлебников. Он с уважением отнесся к традициям, внес и свое новое видение и понимание дальнейшего развития оркестра.
С приходом народного артиста Республики Северная Осетия-Алания Заурбека Гугкаева, выпускника Санкт-Петербургской консерватории (класс Л. Корчмара), оркестр ждал новый виток творчества, воплощение свежих музыкальных идей.
Музыкальный коллектив значительно расширил репертуар, начал сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, молодыми дирижёрами и солистами, стал участником крупнейших культурных проектов страны, начал активно гастролировать по регионам Юга России. Маэстро представил ряд интересных программ с редко исполняемыми произведениями. Смогли насладиться шедеврами известных композиторов и ценители симфонической музыки Республики Южная Осетия.
Каждый концерт, который Заурбек Гугкаев дает с симфоническим оркестром и приглашенными артистами, становится для владикавказцев своеобразным музыкальным событием. Его манера дирижирования завораживает. Кажется, будто он незримо касается каждого оркестранта, призывая творить гармонию и красоту для зрителей; стремится продемонстрировать возросший уровень оркестра, прорабатывая профессионально и сбалансировано мельчайшие детали; показывает разнотембровое, разнокрасочное содружество музыкантов, не переставая уделять внимания звучанию оркестра, работе над балансом, гибкостью, фразировкой.
Заурбек Гугкаев инициировал ряд проектов, связанных с просвещением молодежи, в ходе которых неизменно делится опытом, идеями, вдохновением, ведь музыка благотворно влияет на психоэмоциональное и интеллектуальное состояние, как детей, так и взрослых. В перспективе планирует создавать оригинальные музыкальные программы с применением современных ресурсов для разных возрастов и расширять географию гастролей.
Продолжая традиции, оркестр находится в постоянном содружестве с музыкальными учебными заведениями, ежегодно участвует в различных фестивалях, помогает молодым музыкантам прикоснуться к миру высокой музыки, способствует творческому развитию детей. Он вполне может разделить с учебными заведениями успех многих выпускников, чья творческая карьера сложилась удачно, кто стал гордостью Осетии. В их числе заслуженная артистка России, лауреат международного конкурса скрипачей во Франции Ариадна Анчевская, дирижёры Туган Сохиев, Тимур Зангиев, Георгий Албегов, Хетаг Тедеев, Дана Муриева и другие.
Сегодняшний оркестр вправе гордиться репертуаром, вобравшим в себя величайшие достижения классического мирового музыкального искусства, новейшей современной музыки, серьёзно востребованной слушателями, а также сочинения осетинских авторов.