Северная Осетия всегда обладала немалыми театральными традициями и в театральном творчестве славилась спектаклями на новые либретто и специально написанную музыку, с опорой на форму многоактного сюжетного балета, включающего в себя национальные танцы, зачастую не связанные с сюжетом постановки и написанные по мотивам национального музыкального или танцевального фольклора.
Представители осетинского танцевального искусства неразрывно связаны с историей мирового балета. Первая профессиональная осетинская балерина Аврора Газданова (Троянова), впервые увидев балет, посвятила жизнь волшебному миру танца. Грациозная и изящная Аврора прославилась в балетных кругах и открыла путь целой плеяде талантливых земляков.
Премьер балета, балетмейстер и педагог-репетитор МАМТ Вадим Тедеев, владеющий виртуозной техникой, обладающий ярким темпераментом, актерской убедительностью. Солистка Большого театра, балетмейстер и педагог-репетитор, народная артистка СССР Светлана Адырхаева была не только блестящей, очень изысканной, техничной балериной, но и талантливейшим педагогом. Народный артист России Махар Вазиев своим уникальным талантом и искренней увлеченностью профессией добился широкого признания не только в нашей стране, но и далеко за её пределами, с успехом руководил балетной труппой прославленного Мариинского театра, а ныне Большого театра.
Северо-Осетинский музыкальный театр славился обширным репертуаром и профессионалами, создавшими культурную палитру хореографических произведений.
Вплоть до 1970-х гг. в регионе балетмейстеры-постановщики были приглашенными специалистами. В постановках были задействованы национальные композиторы, национальные исполнители-профессионалы, но не было профессионального национального балетмейстера, который бы создавал балет с учетом многообразия духовно-культурной составляющей осетинского народа.
Приглашенные специалисты, такие как Проценко, Закалинский, Виноградов были вовлечены в процесс совмещения национальной и классической хореографии. Каждый из них создал свои интерпретации, бережно и увлеченно интегрировав национальное искусство в полотно мирового балетного наследия.
Первый осетинский набор в старейшую кузницу балетных кадров Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой состоялся в 1946 г. (класс В.П. Мей, позже – Е.В. Ширипиной). Среди выпускников этого курса – Н.Балаова, Т.Гиоев, Э.Гиоев, З.Закаева, Б.Ревазова, А.Кулаева, И.Кулов, К.Кульчиев, Г.Плиев, С.Токаев, М.Ногаев, Т.Хацаева. Самой известной балериной первого осетинского набора Хореографического училища имени А.Я.Вагановой выпуска 1955 г. стала Светлана Адырхаева. После успешного выступления на Декаде осетинского искусства в 1960 г. в Москве Адырхаева стала солисткой Большого театра.
Сюжеты эпических сказаний служили основой музыкально-драматических спектаклей, балетов, опер для композиторов нескольких поколений — от первопроходцев до современников. Так, в конце 30-х — 1940-х гг. осетинский драматург А. Болаев и московский композитор А. Соколов-Камин совместно работали над балетом «Яблоко нартов», который, к сожалению, не был завершен. А в 1961 году на свет появился балет «Ацамаз и Агунда», созданный композитором Дударом Хахановым на либретто Давида Туаева по мотивам нартовских сказаний.
Первый профессиональный национальный балет «Хетаг» Д. С. Хаханова, поставленный на профессиональной сцене в 1979 г. педагогом и солистом Большого театра А. Г. Закалинским, при тщательном аналитическом рассмотрении позволяет оценить характер синтетического подхода к соединению принципов национальной музыки и классической техники танца. Большую творческую помощь авторам спектакля оказала солистка Большого театра, народная артистка СССР и народная артистка Северо-Осетинской АССР Светлана Адырхаева, блестяще исполнившая главную партию – образ девушки-горянки Чабахан. В музыкальном спектакле зрители впервые увидели обновленную труппу театра, в которую влились выпускники Ленинградского хореографического училища.
В 80-ые годы в театре сложилась хорошая балетная труппа с такими солистами как Ревазова, Бутаев, Калоева, Коцлова, Маригиева, Джикаева, Базаев, Марзоев, Хабалонов, несколько позже она пополнилась Раковым, Шанаевым, Гадиевой, Найфоновым, Бадовым, Залеевым. Их творческими усилиями были осуществлены классические балеты – «Жизель» Адана, «Мирандолина» Василенко, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Блудный сын» Прокофьева, «Сказки венского леса» на музыку Штрауса, «Фигаро» на музыку Россини, «Черный человек» на музыку Рыбникова, «Франческа да Римини» на музыку Чайковского и др.
Названные сочинения выявили два образно-тематических наклонения – героическое и сказочно-легендарное, ставшие надолго основными и для осетинского музыкального театра. В сюжетах и драматургии балетов проявились эпические и лирико-драматические черты, в музыкальной стилистике – зрелищность, современные и народно-бытовые элементы. Характерна была национальная пластика, которую нельзя перенять, скопировать, она впитывается с детства через природу, сказки, традиции, через национальные танцы, музыку…
С созданием в 2017 году филиала Мариинского театра в Республике Северная Осетия – Алания художественным руководителем балетной труппы и главным балетмейстером стал хореограф-постановщик Валерий Суанов, заслуженный работник культуры Северной Осетии, заслуженный деятель культуры Республики Южная Осетия. В составе коллектива молодые, креативные и одаренные ребята, многие из которых стали лауреатами и дипломантами различных музыкальных конкурсов и фестивалей. Исполнительское мастерство артистов труппы не оставляет зрителей равнодушными к происходящему на сцене.
В основе репертуара спектакли современной неоклассической хореографии: «Портрет Дориана Грея» на музыку современных композиторов, «Парфюмер. История одной любви» на музыку современных композиторов, «Солярис.2» на музыку Бхимы Юнусова, «Кармен» на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина.
По инициативе художественного руководителя Мариинского театра В. А. Гергиева и в память о выдающемся композиторе Ж.В. Плиевой на сцене филиала Мариинского театра в РСО-Алания была осуществлена постановка национального балетного спектакля «Фатима» по мотивам одноименной поэмы Коста Хетагурова.