Северная Осетия всегда обладала немалыми театральными традициями и в театральном творчестве славилась спектаклями на новые либретто и специально написанную музыку, с опорой на форму многоактного сюжетного балета, включающего в себя национальные танцы, зачастую не связанные с сюжетом постановки и написанные по мотивам национального музыкального или танцевального фольклора.

Представители осетинского танцевального искусства неразрывно связаны с историей мирового балета. Первая профессиональная осетинская балерина Аврора Газданова (Троянова), впервые увидев балет, посвятила жизнь волшебному миру танца. Грациозная и изящная Аврора прославилась в балетных кругах и открыла путь целой плеяде талантливых земляков.

Премьер балета,  балетмейстер и педагог-репетитор МАМТ Вадим Тедеев, владеющий виртуозной техникой, обладающий ярким темпераментом, актерской убедительностью. Солистка Большого театра, балетмейстер и педагог-репетитор, народная артистка СССР Светлана Адырхаева была не только блестящей, очень изысканной, техничной балериной, но и  талантливейшим педагогом. Народный артист России Махар Вазиев своим уникальным талантом и искренней увлеченностью профессией добился широкого признания не только в нашей стране, но и далеко за её пределами, с успехом руководил балетной труппой прославленного Мариинского театра, а ныне Большого театра.

Северо-Осетинский музыкальный театр славился обширным репертуаром и профессионалами, создавшими культурную палитру хореографических произведений.

Вплоть до 1970-х гг. в регионе балетмейстеры-постановщики были приглашенными специалистами. В постановках были задействованы национальные композиторы, национальные исполнители-профессионалы, но не было профессионального национального балетмейстера, который бы создавал балет с учетом многообразия духовно-культурной составляющей осетинского народа.

Приглашенные специалисты, такие как Проценко, Закалинский, Виноградов были вовлечены в процесс совмещения национальной и классической хореографии. Каждый из них создал свои интерпретации, бережно и увлеченно интегрировав национальное искусство в полотно мирового балетного наследия.

Первый осетинский набор в старейшую кузницу балетных кадров Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой состоялся в 1946 г. (класс В.П. Мей, позже – Е.В. Ширипиной). Среди выпускников этого курса – Н.Балаова, Т.Гиоев, Э.Гиоев, З.Закаева, Б.Ревазова, А.Кулаева, И.Кулов, К.Кульчиев, Г.Плиев, С.Токаев, М.Ногаев, Т.Хацаева. Самой известной балериной первого осетинского набора Хореографического училища имени А.Я.Вагановой выпуска 1955 г. стала Светлана Адырхаева. После успешного выступления на Декаде осетинского искусства в 1960 г. в Москве Адырхаева стала солисткой Большого театра.

Сюжеты эпических сказаний служили основой музыкально-драматических спектаклей, балетов, опер для композиторов нескольких поколений — от первопроходцев до современников. Так, в конце 30-х — 1940-х гг. осетинский драматург А. Болаев и московский композитор А. Соколов-Камин совместно работали над балетом «Яблоко нартов», который, к сожалению, не был завершен. А в 1961 году на свет появился балет «Ацамаз и Агунда», созданный композитором Дударом Хахановым на либретто Давида Туаева по мотивам нартовских сказаний.

Первый профессиональный национальный балет «Хетаг» Д. С. Хаханова, поставленный на профессиональной сцене в 1979 г. педагогом и солистом Большого театра А. Г. Закалинским, при тщательном аналитическом рассмотрении позволяет оценить характер синтетического подхода к соединению принципов национальной музыки и классической техники танца. Большую творческую помощь авторам спектакля оказала солистка Большого театра, народная артистка СССР и народная артистка Северо-Осетинской АССР Светлана Адырхаева, блестяще исполнившая главную партию – образ девушки-горянки Чабахан. В музыкальном спектакле зрители впервые увидели обновленную труппу театра, в которую влились выпускники Ленинградского хореографического училища.

В 80-ые годы в театре сложилась хорошая балетная труппа с такими солистами как Ревазова, Бутаев, Калоева, Коцлова, Маригиева, Джикаева, Базаев, Марзоев, Хабалонов, несколько позже она пополнилась Раковым, Шанаевым, Гадиевой, Найфоновым, Бадовым, Залеевым. Их творческими усилиями были осуществлены классические балеты – «Жизель» Адана, «Мирандолина» Василенко, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Блудный сын» Прокофьева, «Сказки венского леса» на музыку Штрауса, «Фигаро» на музыку Россини, «Черный человек» на музыку Рыбникова, «Франческа да Римини» на музыку Чайковского и др.

Названные сочинения выявили два образно-тематических наклонения – героическое и сказочно-легендарное, ставшие надолго основными и для осетинского музыкального театра. В сюжетах и драматургии балетов проявились эпические и лирико-драматические черты, в музыкальной стилистике – зрелищность, современные и народно-бытовые элементы. Характерна была национальная пластика, которую нельзя перенять, скопировать, она впитывается с детства через природу, сказки, традиции, через национальные танцы, музыку…

С созданием в 2017 году филиала Мариинского театра в Республике Северная Осетия – Алания художественным руководителем балетной труппы и главным балетмейстером стал хореограф-постановщик Валерий Суанов, заслуженный работник культуры Северной Осетии, заслуженный деятель культуры Республики Южная Осетия. В составе коллектива молодые, креативные и одаренные ребята, многие из которых стали лауреатами и дипломантами различных музыкальных конкурсов и фестивалей. Исполнительское мастерство артистов труппы не оставляет зрителей равнодушными к происходящему на сцене.

В основе репертуара спектакли современной неоклассической хореографии: «Портрет Дориана Грея» на музыку современных композиторов, «Парфюмер. История одной любви» на музыку современных композиторов, «Солярис.2» на музыку Бхимы Юнусова, «Кармен» на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина. 

По инициативе художественного руководителя Мариинского театра В. А. Гергиева и в память о выдающемся композиторе Ж.В. Плиевой на сцене филиала Мариинского театра в РСО-Алания была осуществлена постановка национального балетного спектакля «Фатима» по мотивам одноименной поэмы Коста Хетагурова.

© 2017 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Филиала в РСО – Алания
+7 8672 53 14 15
+7 8672 53 99 03
tickets-alania@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.